Устанавливаемое на механические транспортные средства контрольное устройство, которое обеспечивает непрерывную регистрацию пройденного пути, скорости движения, режима труда и отдыха экипажа транспортных средств называют тахографом. Для владельцев транспортных компаний и занимающихся перевозками, установка тахографов открывает новые возможности:
- участие в грузопассажирских перевозках международного класса;
- высокая безопасность движения и правовая защиты водителя;
- отсутствие несанкционированных рейсов;
- осуществление мониторинга эксплуатации транспорта;
- объективный расчет с заказчиками;
- планирования маршрута высокого качества;
- увеличение прибыли за счет снижения издержек;
- усиление контроля за эксплуатацией транспортного средства, то есть отсутствие простоя автомобилей без движения под предлогом пробки и левых рейсов.
На рынке в настоящий момент существует две группы данных контрольных устройств, разрешенных к эксплаутации: цифровые и аналоговые.
Запись информации на аналоговые устройства ведется на так называемые «шайбы», тахокарты, которые необходимо поверять каждый год. На все новые транспортные средства с 2006-го года установка аналоговых тахографов запрещена, поскольку за десять лет их существования, помимо положительных примеров применения накопились и отрицательные. Само собой, к положительным можно отнести значительное снижение количества погибших и пострадавших и в целом снижение количества ДТП с большегрузным транспортом. Внедрение тахографов помогло так же снизить простои техники, ведь водитель уже не может прикрываться задержками в пути и пробками, заниматься своими делами, и эксплуатационные затраты, благодаря соблюдению скоростного режима. К отрицательным факторам относят значительное количество случаев манипуляции с приборами, их низкую надежность и сложность обработки записанных данных.
Сейчас производится установка тахографов только цифрового типа. По степени защиты и надежности они значительно превосходят аналоговые. В памяти такого тахографа хранение информации осуществляется на карте водителя и в цифровом виде.
Проверка устройства происходит почти так же, как перекачивание файлов с одного компьютера на другой, гарантируя высокую надежность данных и защищенность от манипуляций. В связи с этим аналоговые устройства были запрещены на законодательном уровне.